Версия для слабовидящих

ГБДОУ детский сад №30 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург, ул.Пионерстроя. д.18, корп. 3, лит.А

Телефон

8-812-744-14-85

Факс 8-812-744-14-85

Эл. почта d_s30krasnosel@mail.ru

Комитет государственной службы и кадровой политики Администрации Губернатора Санкт-Петербурга проводит конкурс«Лучшие кадровые технологии Санкт-Петербурга»

О дошкольном логопункте

Целью работы учителя-логопеда является оказание необходимой коррекционной  помощи детям в возрасте от 5  до 7 лет  с фонетическими  нарушениями речи.

Какова же специфика работы на дошкольном логопункте?

 Работа логопеда в массовом дошкольном учреждении по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается от работы логопеда речевого сада. Это связано в первую очередь с тем, что логопед на логопункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно как это принято в речевых садах. Работа логопеда строится с учетом внутреннего расписания ДОУ. График работы и сетка занятий утверждается заведующим ДОУ.

На логопедический пункт зачисляются дети по направлению Территориальной Психолого-Медико-Педагогической комиссии Красносельского района с диагнозом: фонетическое нарушение речи. Количество детей для логопункта ограничено - 25 человек в год. 

Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Продолжительность занятий 20 минут 2-3 раза в неделю в зависимости от характера нарушений. Поэтому важным условием эффективности занятий является закрепление полученных ребенком навыков дома в процессе совместной работы с родителями по заданиям логопеда.

 Основными задачами логопедического пункта являются:

- осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста;

- предупреждение нарушений устной и письменной речи;

- развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи;

- пропаганда логопедических занятий среди педагогов ДОУ, родителей воспитанников (лиц их замещающих);

- воспитание стремления детей преодолеть недостатки речи, сохранить эмоциональное благополучие в своей адаптивной среде;

- совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника;

- возможность интегрировать воспитание и обучение в обычной группе с получением специализированной помощи в развитии речи.

 

О фонетическом нарушении речи

Фонетическое нарушение речи — это нарушение произношения отдельных звуков, одной или нескольких групп звуков (например, свистящих, свистящих и шипящих) при нормальном физическом слухе. В результате такого нарушения звук искажается, произносится неточно. Чаще всего нарушается произношение следующих групп звуков: свистящие (с, с’, з, з’, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (л, л’, р, р’), заднеязычные (к, к’, г, г’, х, х’), звонкие (в, з, ж, б, д, г), мягкие (т’, д, н).

Порой ребенок с фонетическим нарушением речи не может произносить лишь одну группу звуков, например, только шипящие или только заднеязычные. Подобное нарушение звукопроизношения называется простое (частичное), или мономорфное. У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие. Такое нарушение звукопроизношения называется сложное (диффузное), или полиморфное.

Такие дети с фонетическим нарушением речи испытывают затруднения в чтении и допускают грубые ошибки в письме (пропускают буквы, заменяют их на другие), что является причиной их неуспеваемости уже в детских садах, а затем и в школе.

Причины фонетического нарушения речи

Причинами фонетического нарушения речи считается:

Недостаточная сформированность артикуляционной моторики;

Нарушения артикуляционной моторики. Сюда входит:

Парез тройничного нерва;

Парез лицевого нерва;

Парез подъязычного нерва.

Расстройства нейродинамики:

Недостаточная дифференцировка возбудительного и тормозного процессов в коре головного мозга;

Недостаточная сформированность межанализаторных связей.

Так, например, из-за пареза подъязычного нерва движения кончика языка не дифференцированы, язык выходит за пределы рта.

Характеристика речи детей 5-7 лет с фонетическим недоразвитием речи

Что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна?

В логопедической практике артикуляция подразумевает под собой работу органов речи при произнесении слогов, слов, фраз. К органам артикуляции относят: голосовые связки, губы, язык, нижнюю челюсть, глотку и др.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Выработка того или иного движения открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за их отсутствия. Таким образом, развитие органов артикуляции дает возможность правильно произносить те звуки, которые нарушены.
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на  укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно. Выполнять упражнения каждый день по 3-5 минут.
  2. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
  3. Каждое упражнение выполняется по 5-10 раз.
  4. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  6. Ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом, чтобы ребенок хорошо видел и себя и взрослого. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом, тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
  7. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  8. Взрослый показывает выполнение упражнения. Далее упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
  9. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Комплекс артикуляционных упражнений для звуков Л, Р

Наверх